Сегодня мы поговорим на тему ограничивающих убеждений в отношении денег. На эту тему существует много исследований. Вы узнаете, какое мировоззрение, какая культура, какая религия больше способствует денежному успеху.
Так же мы разберем базовые вопросы, которые лежат в основе экономического развития. Вы поймете, какие вопросы нужно задать прежде всего самому себе. Ведь умение задавать правильные вопросы – это уже путь к успеху.
Исследования ограничивающих убеждений: базовые вопросы и допущения
Давайте разберем подробнее. Есть базовые вопросы, которые определяют то, что надо выяснить, но вначале надо принять во внимание два следующих допущения:
-
1. Что экономическое развитие на чем-то всегда базируется, что-то ему предшествует. И потом появляются ещё компоненты любого развития:
А) Что-то, какая-то композиция условий способствует развитию;
Б) Что-то, какой-то набор обстоятельств препятствует развитию.
В) Что конкретно способствует развитию?
Г) Что конкретно препятствует развитию?
2. Что между: а) традициями общества и б) господствующей на этой территории религией – между ними существует какая-то связь и она двусторонняя, это связь с характером взаимо-проникновений друг в друга.
Есть два допущения:
1. Первое допущение заключается в том, что: экономическое развитие невозможно без роста капитала, без роста благосостояния, без роста качества жизни, без роста производительности труда. Если мы принимаем ко вниманию такую структуру допущения, тогда мы можем переходить к вопросам.
2. Второе допущение заключается в том, что господствующая религия, культура и этика как-то между собой связаны и взаимопроникают друг в друга. И что-то в этих композициях помогает: а) зарабатывать; и б) удерживать деньги, а что-то мешает.
При этом вопросы будут такими:
-
1. Первая четвёрка вопросов:
1.1. Связана ли религия с экономической успешностью?
1.2. Какая религия больше всего способствует прирастанию богатства?
1.3. Какая религия больше всего помогает удерживать богатство?
1.4. Какой религии стоит придерживаться, если придерживаться, чтобы: а) деньги приходили; и б) деньги оставались.
-
2. Вторая четвёрка вопросов:
2.1. Связана ли культура и этика с экономической успешностью?
2.2. Какая культура и этика больше всего способствует прирастанию богатства?
2.3. Какая культура и этика больше всего помогает удерживать богатство?
2.4. Какой культуры и этики стоит придерживаться, чтобы: а) деньги приходили; и б) деньги оставались.
На тему того, что помогает деньгам прийти в Вашу жизнь и остаться, было, есть и будет огромное количество всяких разных исследований. Иногда хороших.
-
Общая идея этих исследований заключается в том, чтобы ответить на два вопроса:
1. Первый вопрос: какая религия родила какую культуру.
2. И второй вопрос: какая культура больше всего способствует росту богатства.
Якобы религия влияет через культуру на традиции, а традиции на экономику.
И здесь в базе лежит два вектора рассмотрения:
-
1. Рассматриваются разные религии в том, как они влияют на рост богатства и накопление капитала.
2. И рассматриваются разные культуры и традиции общества по отношению к тому, способствуют ли культа и традиции накоплению богатства и росту благосостояния.
Исследования проводят следующим образом:
-
1. Исследователи берут каждую религию и рассматривают каждую порознь под ракурсом: что хорошо говорит религия о деньгах, а что плохо?
2. Потом берут то хорошее, что говорит религия о деньгах и богатстве и соотносят с плохим, что говорит религия о деньгах и богатства.
3. А потом смотрят на то, в каких религиях постулируется то, что богатство не есть зло, золото не есть враг, успех – это хорошо.
Как влияют мораль и этика на умножение богатства
Наверное, всё же протестантизм оказывается в итоге ближе, хотя и иудаизм, конфуцианство, и буддизм тоже не чураются богатства, как результата труда.
На вопрос: протестантская этика – это хорошо? Отвечу: этика – это всегда хорошо.
Потому что этически стабильные люди лучше удерживают богатство.
И приходят к богатству лучше те, кто понимают ограниченность одной морали, то есть, её границы и вложенность одной морали в другую, как матрешки.
Говоря о морали – это похоже на таблицу умножения или на матрешку.
Допустим есть пять страт, пять уровней, пять слоев:
-
1. Первая группа людей – это люди, зарабатывающие 500 долларов чистыми в карман в месяц.
2. Вторая группа людей – это люди, зарабатывающие 1 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц.
3. Третья группа людей – это люди, зарабатывающие 5 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц.
4. Четвёртая группа людей – это люди, зарабатывающие 10 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц.
5. Пятая группа людей – это люди, зарабатывающие 100 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц.
В итоге мы получили некую имущественную стратификацию общества с делением людей на страты по доходу.
С точки зрения морали получается, что мораль – она, как таблица умножения.
В самом непосредственном смысле. Допустим, что:
-
1. Первая группа людей – это люди, зарабатывающие 500 долларов чистыми в карман в месяц – это люди, знающую умножение на 2.
2. Вторая группа людей – это люди, зарабатывающие 1 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц – это люди, знающую умножение на 2 и на 3.
3. Третья группа людей – это люди, зарабатывающие 5 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц – это люди, знающую умножение на 2, на 3 и на 4.
4. Четвёртая группа людей – это люди, зарабатывающие 10 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц – это люди, знающую умножение на 2, 3, 4, 5 – и на 6 и 7.
5. Пятая группа людей – это люди, зарабатывающие 100 Тыс. долларов чистыми в карман в месяц– это люди, знающую умножение на 2, 3, 4, 5, 6, 7 – на 8 и на 9.
При этом важно: на доходы сильно влияет уровень безошибочности, а не правоты. И при этом истинность ответа и личная правота – не связаны друг с другом.
У того, кто больше зарабатывает – у того мораль богаче. Именно, она множественнее, её больше, и она разная, и сложнее.
У того, кто меньше зарабатывает – мораль другая. Не примитивнее, нет, а проще. Без изысков и сложностей. Всё простенько.
Соотнести мораль и этику несложно.
-
1. Мораль – это то, что позволяет зарабатывать деньги. И чем утонченнее и многограннее мораль, чем большему количеству сфер и сред она соответствует, тем больше у человека денег. И это не одна уникальная универсальная мораль, а ровно наоборот, это много разных моралей для разных случаев и ситуаций в жизни. Это много моралей у одного и того же человека. И он эти морали применяет в зависимости от ситуации в жизни. И главное: он не номинирует одну мораль, на несвойственные ей сферы жизни. То есть, он четко знает границы применяемости каждой морали.
2. А этика – это то, что позволяет лучше удерживать деньги. И чем человек этичнее, тем больше денег он может удержать в своей жизни. Этика – это дисциплина соблюдения законов и правил, нарушение которых приводит к потере и утрате денег.
Получается, что разные религии имеют разные этики и разные морали.
И мораль – она слоистая такая, уровневая, она вложена одна в другую, как матрешки вложены друг в друга, а вот этика – она другая, она как критерий, как проверочное слово, как эталон, с помощью которого можно узнать – оно, или не оно, кучка или не кучка, сделал или не сделал, получилось или нет.
Этика – это мера концентрации, мера понятности, мера сложности доступа к чему-то. Это мера адекватности, уместности, своевременности и мера пропорций, мера необходимой концентрации. Если хотите – то этика – это мера сложности переживаемых чувств, мыслей, контекста. Этика – это ширина диапазона, доступная Вам амплитуда слышания и чувствования. Этика – она, как радар.
Этика больше похожа на восприятие.
А мораль больше похожа на отношение.
Широкое диапазонное восприятие, целостное, правополушарное – это этика.
И локальное отношение, дискретное, сегментарное, левополушарное – это мораль.
И человек тем успешнее, чем у него шире этика, и больше моралей.
Применять любые морали и этики не получится. В зачет идут только те этики и морали, которые человек применяет, которыми он пользуется.
И, конечно же, что разные религии и мораль и этику трактуют все для по-разному, в зависимости от традиций, транслируемых религией: что зя, и что низзззя.
Как влияет религия на умножение богатства
Религии тоже влияют на деньги. Да, и именно в этом смысле, посредством этики и морали – религии влияют на человека посредством культуры и традиций, с точки зрения богатства, и с точки зрения прихода денег и их удержания и преумножения.
Например, буддизм в большей степени оправдывает сложившееся, устоявшееся, обжитое богатство. Которое уже обжилось. Буддизм говорит о труде и отсутствии зависти к тому, что у кого-то результатов труда больше – и это, кстати, неплохо экономит силы на приложение их к себе в этой конкуренции с другим человека. Задача самому стать лучше, стать совершеннее. Воюешь за себя, а не против другого. Это очень круто.
А протестантская этика – больше говорит о достижении результата. Не сиди, иди делай, у Вас все получится. Трудись, молись, делай, и опирайся на знания.
У нас в России что? В истории России был период, когда отменили старообрядство. Старообрядцы не сомневаются в наличии Бога, они сомневаются в том, стоит ли идти в церковь ради этого. Староверы не видят бога в храме больше, чем где-то ещё на Земле. Старообрядческая модель – это: между мной и Богом нет посредников. Я, Библия, Бог.
Протестантская этика говорит приблизительно о том же.
Никакой церкви, только я, Бог и Писание.
Спросите: «А как же церковная десятина на церковь?» Какая десятина? Иди работай!
А десятину куда? Хочешь помогать? – Иди помогай напрямую. Никаких посредников.
Прям очень коротко расскажу о старообрядцах. Очень-очень кратко. Есть несколько удачных диссертаций на эту тему. Исследование самых богатых фамилий России с самым стабильно прирастающим богатством в конце 19 начале 20 веков – так вот кажется 7 или 8 из 10 семей – эти были семьи старообрядцев, с системой старообрядчества.
Причем это не те староверы, которые ушли на схиму, и уехали в Сибирь и там жили, спрятались от цивилизации, сдауншифтили. А это те староверы, которые не приняли реформу церкви, это очень продуктивные староверы, они уехали в Аргентину, Бразилию, Америку и стали там одними из самых удачливых фермеров и по сей день.
Здесь сработал принцип сохранения культуры, традиций, устоев и главное - языка при эмиграции. Русские люди обычно теряют идентичность уже во втором поколении. Русская культура – это супер, одна из драгоценностей мира, а вот нравственность, обычаи – ни о чем. Русские дети в русских семьях перестают говорить по-русски уже во втором поколении. Еще понимают, но уже не пишут, не читают и говорят очень-очень плохо.
При этом, другие народы, к примеру поляки в Канаде или Америке довольно долго и настойчиво сохраняют язык и даже в третьем или четвертом поколении, и украинцы – в третьем–четвертом поколении, но они говорят на украинском языке начала двадцатого века.
Что делает честь русским старообрядцам – они сохранили язык в пятом поколении. Если поляков и украинцев размывает в 3-4 поколении, то вот русские старообрядцы, живущие общинами, языка не потеряли, не утратили. Они при этом говорят на португальском и испанском, но и на чистом классическом русском языке, но не на нынешнем современном русском языке. Такой себе красивый старый русский язык.
Какая модель религии лучше?
Базовая идея – удерживать установки на богатство лучше позволяет буддийская модель, но она не ценит людей настолько, хотя странно, как конфуцианство на это влияет. У нас тоже людей не сильно ценят, а у них даже за животных не считают.
А что у нас, в России, например, извечная фраза о том, что: «бабы еще нарожают». И огромное количество полководцев – они ни во что не ставили людей. А у китайцев еще хуже. Троецарствие – описание того, как жил и живет Китай. Есть такая байка про крестьянина и чиновников про попытку получить лицо в глазах чиновника. Жуть.
Ограничивающие убеждения: как заставить их отступить
Определим все ограничивающие убеждения, допустим, как три головы дракона.
-
1. Одна голова дракона. Быть богатым стыдно. Не духовно.
2. Вторая голова дракона. Быть богатым больно (рвешь социальные связи, моральная боль отвержения). За физическую и моральную боль отвечает один и тот же отдел головного мозга. Активируются одни и те же нейроны.
С другой стороны, эволюцией мы проспонсированы, чтобы поддерживать социальные связи. Это критически важный момент. Мамонта можно завалить только в группе.
… Удовольствие – для размножения, а не для кайфа.
… Ортодоксальное течение в иудаизме, которое говорит о том, что даже сексом нельзя заниматься.
3. Третья голова дракона. Быть богатым суетно, сложно.
Матрица конкурентов:
. Зарабатываете1000 долларов – конкурент постовой на дороге;
. Зарабатываете10 Тыс. долларов – конкурент следователь;
. Зарабатываете100 Тыс. долларов – Ваш конкурент уже начальник районной прокуратуры;
. Зарабатываете1 млн. долларов – конкурент мэр города;
. Зарабатываете10 млн. долларов – Ваш конкурент Президент страны.
Чем больше зарабатываете, тем крупнее когти и клыки у Вас и того, кто сравним с Вами.
А зачем это всё? Нафига.
Мне и так уже хорошо. Идеи дауншифтинга, пассивных доходов и т.д.
Что такое Дракон – это композиция из трех сосен, в которых человек блуждает всю свою жизнь.
-
1. Быть богатым неуютно, потому что стыдно.
2. Быть богатым больно.
3. Быть богатым суетно.
Есть японская притча:
«Сразись с драконом, и он одолеет Вас.
Намеренно не замечай дракона, и он сожрет Вас изнутри
Оседлай дракона, и он вознесет Вас на небеса».
Давайте переведем это на деньги. Проблема отсутствия денег, возникающая из-за ограничивающих убеждений в том, что у ограничивающих убеждений – у них есть свои ограничения и если Вы начинаешь бороться с ограничивающими убеждениями, Вам становится хуже, чем если бы Вы с ними не боролся. Потревожил порядок, расшевелил осиное гнездо, потом ходишь весь покусанный осами. Зачем, непонятно.
Если бы осы были страшные, они заполонили бы весь мир. Осиное гнездо – это место локализации. Значит, у ограничивающих убеждений есть свои ограничения, или предел применяемости.
Зададим себе вопрос: как это влияет на деньги? Точка 0 – ограничивающие убеждения режут доходы.
Начал бороться с ограничивающими убеждениями – провалился, начал жить ещё хуже, чем жил раньше. С осами договориться невозможно, поладить тоже невозможно. Их можно только ограничить. Но осы не собираются быть венцом природы.
Давайте приведем пример. Вот возьмем убеждение, что «Быть богатым – это плохо».
-
Тогда такие вопросы:
1. Где граница убеждения, что быть богатым – плохо?
2. Существует ли место, где быть богатым хорошо?
3. Где выгоднее быть богатым?
4. Где убеждение «быть богатым это плохо» не работает.
Начинаете обобщать или генерализовывать, а потом вытирать это убеждение, как класс, вытравливать его – и Вам сразу становится хуже.
В итоге Вы тратите время:
а) или на зарабатывание денег;
Или
б) на борьбу с ограничивающими убеждениями.
Или, или. У Вас времени, сил и внимания – есть только на что-то одно.
Ограничивающие убеждения не мешают, если Вы направлены к деньгам. Когда и если Вы направлены к деньгам – ограничивающие убеждения постепенно отступают. Это и есть главный закон работы с ограничивающими убеждениями. Не трогайте их, они Вам не мешают. А то, что их названии есть пугающее слово «ограничивающее» – так это их капкан. Начали бороться с ними и увязли в них.
Основная задача – ограничить ограничивающее убеждение зоной его эффективности. Не генерализовывать, не обобщать всю жизнь ни под одно убеждение на Земле, не распространять его, и не экстраполировать его на всю оставшуюся жизнь, на все сферы жизни. Ограничить только там, где оно хорошо работает.
Техник работы с ограничивающими убеждениями масса и туча тучная: и рефрейминг контекста, и рефрейминг смысла, и гештальт, и КПТ, и ещё мульйон разных техник. Любая традиция на Земле – психологическая или философская – в ней всегда найдутся инструменты, которые позволяют ограничивать безграничное.
Но я хочу Вас предостеречь, что попытка найти философский камень, найти универсальную стратегию, один уникальный способ, один самый лучший прием – это уже большая ошибка. Одного ключа для всех дверей – не существует в природе.
Как же с этим работать? Нам позволяет это ограничить наша способность, умение, просто взять в рамки нечто. Мы с чем-то хотим поладить – и мы берём его в рамки, кладем на стол. Как только понимаете, что это не распространяется на всю жизнь и на все пространства, начинают возникать вопросы к этим убеждениям, а вопросы это уже начало успеха.
-
С ограничивающими убеждениями выгодно задаться ещё такими вопросами:
1. Это не навсегда?
2. Это не везде и не всегда?
3. А тогда, где это будет не так?
4. А тогда, когда это будет не так?
5. А тогда почему это будет не так?
Как только возникают вопросы, внутри сознания появляется яма с пониженным давлением, и туда всасываются знания, встраиваются, как недостающий пазл в полотно. После вопроса начинают приходить ответы. «Стучитесь и вам откроют».
Именно поэтому, задаться вопросом важнее, чем найти ответ, потому что когда Вы задаетесь вопросом, у Вас появляется нюх и Вы ищете, и тогда рано или поздно находите. … Ну, а если не ищете, то и не найдете.
Хотите выйти на новый уровень взаимодействия с деньгами и понять, как добиваться лучших результатов в бизнесе?
Подпишитесь на рассылку новостей проекта "Владимир Любаров. Психология успеха" и Вы будете первыми в курсе новостей.